Top.Mail.Ru
Царство алюминия: как делают «Ягуары»

Царство алюминия: как делают «Ягуары»

фото: Jaguar / 15.07.2016
Чтобы понять, как и из чего собирают британские автомобили, мы посетили завод двигателей новейшего семейства Ingenium в Вулверхэмптоне, а также сборочный конвейер «Ягуаров» в Касл Бромвиче

Иван Соколов

Царство алюминия: как делают «Ягуары»

Новые турбодизели уже устанавливаются на Jaguar XF, XE и RR Evoque

В 2008-м, когда Tata Motors подписала договор о покупке Jaguar и Land Rover у американского Ford, вряд ли кто мог предположить, что этот переход может оказаться настолько удачным: две английские марки буквально восстали из пепла! Новое руководство не только не стало лепить новые продукты на свой лад, а наоборот, помогло легендарным брендам расправить крылья, дав им возможность органично развиваться, не разрушая при этом старые традиции. Таким образом, за прошедшие годы британцы не только расширили ассортимент своих моделей, но и восстановили серьезно пошатнувшуюся репутацию именитых премиальных автомобилей, в чем мы неоднократно убеждались сами. Но предела совершенству, как известно, нет, и не хватало моделям JLR, пожалуй, одного: собственных более современных моторов. Семейство дизельных и бензиновых двигателей Ingenium (в переводе с латыни — «талант» или «интеллект») должно как раз заполнить эти пробелы.

Царство алюминия: как делают «Ягуары»

Причин для создания собственного производства было, прямо скажем, немало. Одни из наиболее важных — ужесточение экологических норм и постоянно растущая конкуренция… Но, пожалуй, наиболее важным здесь был вопрос престижа и авторитета марки — продавать и, конечно же, покупать автомобили премиального бренда приятнее, если знать, что используемые в них двигатели — собственного, а не стороннего производства. Помимо этого, перед инженерами стояли задачи сугубо технического характера. Так, например, двигатели должны быть адаптированы к модельному ряду и Jaguar, и Land Rover, сочетаться со всеми типами трансмиссий этих автомобилей, включая заднеприводные и полноприводные модели, а также подстраиваться под изменяющиеся технологии двигателестроения по мере их внедрения в производство.

Царство алюминия: как делают «Ягуары»

Пока что здесь производятся лишь дизельные моторы AD20D4(163—180 л. с.), которые будут унифицированы с бензиновыми: блоки цилиндров имеют одинаковые диаметр, ход поршня и межцилиндровое расстояние

Не менее важным стало требование к наличию модульной конструкции, позволяющей строить на ее основе моторы, работающие на бензиновом и дизельном топливе, а также изменять объем, число цилиндров и мощность двигателей в соответствии с особенностями конкретного автомобиля. Эти легкие блоки имеют одинаковый диаметр цилиндра, ход поршня, межцилиндровое расстояние и рабочий объем одного цилиндра, равный 500 куб. см. Также модульная конструкция позволяет использовать много общих компонентов и настроек систем управления, что упрощает процесс производства.

Царство алюминия: как делают «Ягуары»

Что до технологических изысканий в самих моторах, то их здесь не сказать, чтобы много: традиционный на сегодня набор из непосредственного впрыска, турбонаддува, а также максимально легких алюминиевых блока и головки блоков цилиндров. Однако интересные решения все же имеются. По словам производителя, за счет оптимизации каждого элемента, включая силовой агрегат, двигатели Ingenium весят на 80 кг меньше, чем современные существующие двигатели с аналогичными характеристиками. Моторы также отличаются уменьшенным на 17 % трением. Для этого, к примеру, в распределительных и уравновешивающих валах здесь используются роликовые подшипники вместо подшипников скольжения.

Царство алюминия: как делают «Ягуары»

Для удобства отслеживания «судьбы» деталей каждая из них помечается собственным QR-кодом

Чтобы повысить экологичность и экономичность моторов, было решено использовать масляные насосы и насосы системы охлаждения переменной производительности с электронным управлением. Таким образом, процесс смазки и температурный режим может быть полностью оптимизирован в зависимости от условий движения. Система охлаждения с разделенным или двойным контуром здесь использована как для снижения выбросов CО2, так и для более быстрого прогрева двигателя и отопления салона в холодную погоду. Также инженеры сделали все необходимое, чтобы создать производительные и эффективные двигатели, сохранив при этом максимально низкий уровень шумо- и вибронагруженности силовых агрегатов в целом.

Царство алюминия: как делают «Ягуары»

Моторы отличаются уменьшенным на 17 % трением. Для этого в распределительных и уравновешивающих валах используются подшипники роликового типа

Первая фаза строительства производства началась в июле 2012 года. Суммарный объем инвестиций в новый завод, открывшийся в начале 2015-го, составил весьма внушительную сумму даже по меркам крупных автопроизводителей — 1 миллиард фунтов стерлингов. На момент нашего визита производились лишь 2-литровые дизельные моторы AJ200D, в то время как процесс выпуска бензиновых моторов того же объема был на стадии отладочных работ — турбированные двигатели AD20P4 увидят свет к концу этого лета. Несмотря на то, что производство турбодизелей длится уже больше года, российские клиенты концерна смогли позволить себе Jaguar со 180-сильным мотором на тяжелом топливе совсем недавно — с началом продаж нового седана XF. Что касается кроссоверов RR Evoque и LR Discovery Sport, то те продолжают поставляться к нам с 2,2-литровыми турбодизелями DW12 совместной работы концернов Ford и PSA: на рынках, где не вводится стандарт Euro 6, пока что будут предлагаться именно эти агрегаты.

Царство алюминия: как делают «Ягуары»

Британских комплектующих в Ingenium лишь 30 %, в то время как около 60 % элементов — из Европы. Например, заготовки блоков и головок цилиндров, поршни с кольцами и топливная аппаратура импортируются из Германии

При проектировании моторов, как в случае и с разработкой самих автомобилей JLR, у британцев также были полностью развязаны руки: «Мы сделали Ingenium таким, потому что у нас была редкая возможность начать работу над проектом с чистого листа. Мы не были ограничены обычными требованиями, которые обязывают инженеров идти на компромиссы: у нас не было существующего производственного оборудования, которое определяет параметры конструкции еще на этапе технического задания, не было какого-либо прототипа, от которого мы бы отталкивались, и не было старых заводов, требующих модернизации», — поясняет Рон Ли, директор подразделения разработки двигателей Jaguar Land Rover.

Царство алюминия: как делают «Ягуары»

Если говорить о «прописке» моторов подетально, то родного, британского, в Ingenium лишь 30 %, в то время как 60 % запчастей импортируются из стран Европы, преимущественно из Германии.

Царство алюминия: как делают «Ягуары»

Если на моторном заводе в Касл-Бромвиче задействовано 750 человек, то на сборке кузовов под Бирмингемом трудятся уже 4500 специалистов (700 из них — сотрудники компании-подрядчика DHL)

Оставшиеся 10 % приходятся на страны Азии, в числе которых оказалась и сама Индия, поставляющая гильзы цилиндров. Мануфактура оставляет именно то впечатление, что и должен производить современный европейский автозавод: максимальная автоматизация, идеальная чистота и минимум суеты. Производство идет полным ходом, а людей почти что нет. Все они по большому счету заняты либо второстепенной, либо управленческой работой: операторы станков ЧПУ (на линии сборки блоков цилиндров таких стендов 57 штук), водители погрузчиков и транспортеров, управляющие участков, сотрудники отдела испытания моторов… Всего на территории цехов площадью под 100 тысяч квадратных метров при условии полной загрузки завода должно находиться около 1400 сотрудников, сейчас из них задействовано около половины.

Царство алюминия: как делают «Ягуары»

Алюминиевые кузова скрепляются за счет заклепок и специального клея: по словам инженеров, жесткость такого соединения ничуть не хуже классического сварного

Посещенный после этого завод автомобилей под Бирмингемом оставил не менее приятные впечатления — так же чисто и технологично, разве что человеческой рабочей силы заметно больше. Здесь, как и в случае с моторостроительным заводом, царство алюминия. Британцы и раньше славились своей тягой к крылатому металлу (вспомните революционные в этом плане послевоенные «Ленд Роверы»), а сейчас и вовсе, кажется, превзошли сами себя. Алюминий при сборке купе F-Type и седанов XF и XE используется везде, где только возможно: детали подвески, внешние панели и даже некоторые силовые элементы кузова. Для этого используются тысячи заклепок около двадцати типоразмеров, которые фиксируются специальными автоматизированными роботами с пневмоклещами. Само соединение при этом дополнительно сажается на специальный синтетический клей, который служит и изоляцией (это необходимо, дабы избежать электрохимической коррозии между металлом и алюминием), и дополнительным усилением конструкции. По словам инженеров, клепочное соединение ничуть не слабее классического на сварных точках, а порой даже прочнее! Несмотря на сложность производства, в час с конвейера стабильно сходят 17 новеньких автомобилей Jaguar, каждый из которых собран в конкретной комплектации для конкретного клиента.

Царство алюминия: как делают «Ягуары»

Но больше всего удивило обилие на заводе работников в спецодежде со всем известной маркировкой DHL, которые перемещали запчасти по производству.

— А почему эти сотрудники не в ягуаровской спецодежде? — спрашиваем у мастера цеха.

— Так они и не сотрудники компании Jaguar, — невозмутимо отвечает британец. — Каждый здесь занят своим делом. Наша задача — производить автомобили, задача ребят из DHL — заниматься транспортировкой груза.

Царство алюминия: как делают «Ягуары»

Первый раз вижу столь локальное применение службы доставки! Впрочем, ничего противоречивого в этом и нет: всегда лучше доверять задачи тем, кто действительно является профессионалом своего дела. Результат, собственно, виден невооруженным глазом: Jaguar Land Rover сегодня пребывает в прекрасной форме, находясь на пике своего успеха. Или, как минимум, на пути к нему.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное