Гараж
Главная  /  Гараж  /  Беспилотники из Гейдона: что скрывает Jaguar Land Rover
[

Jaguar Land Rover

]
Беспилотники из Гейдона:что скрывает Jaguar Land Rover
Беспилотные автомобили на наших дорогах — это уже не фантазии на тему далекого будущего, а дело ближайших лет. Побывав в святая святых концерна Jaguar Land Rover нам удалось опробовать уникальные технологии, которые в скором времени появятся на серийных моделях

Прикоснуться к технологиям будущего в прямом смысле этого слова удалось в британском Гейдоне — именно здесь располагается исследовательский центр Jaguar Land Rover. После входа на территорию центра всем журналистам было велено отложить в сторонку свои фотоаппараты, а иные имеющиеся гаджеты, оснащенные фотокамерами, в обязательном порядке поместить в специальные пакетики. Беспокойство англичан вполне оправданно: перемещаясь по территории центра, тут и там видишь закамуфлированные концепты грядущих премьер. А одну новинку, пожалуй, самую желанную, нам даже показали вживую. Все, наверно, догадываются, о чем идет речь. Автомобиль вызвал как немало восторженных реплик, так и вопросов, но из-за эмбарго что-либо сообщить, увы, не могу. Все подробности вас ждут после 28 сентября.

Jaguar Land Rover

Специальные ультразвуковые радары позволяют распознавать тип дорожного покрытия: трава, гравий, песок или снег. Предупрежден значит вооружен!

Однако главная цель визита — демонстрация новейших технологий, которые в скором времени лягут в основу грядущих беспилотников. И хоть Jaguar и автопилот — вещи, на первый взгляд, не очень-то совместимые, британцы уверяют, что активным драйверам волноваться совершенно не о чем. По мнению разработчиков, будущие системы автопилотирования будут либо бороться со скукой (когда, скажем, вы стоите в пробке), либо выполнять едва заметные функции, касающиеся комфорта и безопасности. Мы же не удивляемся сейчас, например, если спорткар имеет в списке опций системы круиз-контроля, экстренного торможения или парктроник? Вот и новейшие технологии также должны вписаться в нашу с вами повседневную жизнь.

Land Rover III Series

Легендарный Land Rover III Series по-прежнему хорош на бездорожье, однако в отличие от последних новинок концерна куда более требователен к водительским навыкам

Испытания систем начались с внедорожной техники концерна — разномастных «Рендж Роверов». Для того чтобы веяния технологического прогресса можно было ощутить наиболее ярко, организаторы дали возможность каждому из участников перенестись прямиком в 1970-е и прокатиться по внедорожному маршруту на олдскульном Land Rover III Series. Контраст что надо: ходы рычага МКП, как и педали сцепления, огромные, включение блокировок интуитивно совсем непонятное, а у немалых размеров баранки какое-то уж совсем неприлично большое число оборотов. Садишься после предшественника «Дефендера» в навороченный «Рендж», а тот… может сам решать, с какой скоростью передвигаться по оффроуду! Внедорожный круиз-контроль (Terrain-Based Speed Adoption — TBSA), пожалуй, одна из самых эффектных лендроверских разработок.

Система Over the Horizon Warnings заблаговременно предупредит водителя о ситуациях вне поля его зрения: движущаяся скорая, сломавшийся на обочине автомобиль, начавшийся за поворотом ремонт дороги и т. п.

За обстановкой впереди машины наблюдает пара стереокамер, которые видят примерно до 30 м вперед, а изображение с них анализирует компьютер, который решает, насколько скорость нужно сбавлять или наоборот — повышать. Эффект фантастический: убираешь ноги с педалей, а Range Rover будто бы знает, с какой скоростью двигался бы я сам! Подъезжаю к слепому повороту — «Рендж» сбавляет до 15 км/ч, выезжаю на прямой участок — ускоряется до 30 км/ч, подлетаем к броду — тормозит до 5 км/ч и аккуратненько его преодолевает (здесь помогает уже серийная система, анализирующая глубину брода).

Пересаживаюсь в другой «Рендж», который оборудован специальными ультразвуковыми радарами (наподобие тех, что используются в парктронике, разве что заметно мощнее), задача которых — распознавать тип дорожного покрытия. Здесь отрабатывается технология Surface ID, которая предназначена для того, чтобы Terrain Response работала не по факту (колесо пробуксовало — нужно его замедлить с помощью ESP), а превентивно, то есть заранее включала необходимый режим. И действительно работает: заезжаем на траву — на табло загорается надпись GRASS, заезжаем на гравий — горит GRAVEL и так далее. Пока Surface ID может распознавать только траву, гравий, песок и снег, но новые типы поверхностей — в процессе познания. Хотя насчет снега возникают вопросы: «Неужели вы обучили машину езде по снегу? Ведь снег бывает таким разным, и для каждого его типа свои приемы преодоления», — удивляюсь я. «Конечно, каждый тип покрытия индивидуален, — соглашается инженер, — каждому типу снега, грязи или песка Range Rover приходится учить с нуля. Тестов еще предстоит немало».

Система Roadwork Assist стала продолжением всем знакомой Line Assist и помогает удерживать автомобиль в пределах полосы с конусами

Следующая технология поражает не так сильно, хотя бесполезной ее точно не назовешь. Внедорожный связанный конвой (Off-road connected Convoy) позволяет облегчить задачу автомобилям, движущимся в колонне. Например, когда автомобиль-лидер движется по незнакомому внедорожному участку в конвое, он может «поделиться» полученной информацией (тип покрытия, угол наклона поверхности, тип выбранного режима Terrain Response и т. д.) с остальными участниками колонны. Пока что человек, получив эти данные, сам решает, какой режим трансмиссии ему выбирать, но в перспективе внедорожники смогут сами считывать параметры лидера и автоматически переводить Terrain Response в необходимый режим.

Внедорожник, движущийся в колонне первым, с помощью Off-road Connected Convoy (внедорожный связанный конвой) «сообщает» следующим за ним автомобилям необходимые данные о состоянии покрытия и подходящих для этого режимах трансмиссии

Еще одна технология универсальна и подойдет как внедорожникам, так и легковушкам: система измерения пространства над крышей (Overhead Clearance Assist) при помощи стереокамеры предупредит водителя о препятствиях, которые могут повредить крышу автомобиля. Если на бездорожье низко висящие ветки действительно могут подпортить внешний вид автомобиля, то что может случиться в городе — не на грузовике все-таки едем? К примеру, установили вы на новенький Jaguar XE два велосипеда на специальное крепление на крыше и забыли об этом, а при подъезде к препятствию система, разработанная совместно с компанией Bosch, вас об этом предупредит. Вот только тормозить автоматически автомобиль при этом пока не обучен.

Хотя тот же седан XE прекрасно тормозит (в самом хорошем смысле этого слова) в другой дисциплине. Ситуация вам наверняка знакома: вы подкатываетесь с прилегающей дороги на крупную трассу, и вам нужно влиться в поток. Посматривая вперед, вы ищете окно в плотном потоке машин, резко трогаетесь и… въезжаете во впереди идущую машину. Этого позволит избежать система Safe Pullaway («Безопасный старт»): при помощи тех же стереокамер она не даст вам тронуться с места даже при энергичном нажатии на педаль акселератора.

Две стереокамеры, анализирующие обстановку в 30 метрах перед автомобилем, — часть системы внедорожного круиз-контроля

Некий апгрейд получил уже многим известный ассистент движения по полосе — Line Assist: технология, получившая имя Roadwork Assist, поможет пилотам не собрать конусы на ремонтируемых участках дорог. Двигаясь по извилистому коридору из конусов, разгоняю Jaguar до 60 км/ч и бросаю руль — автомобиль следует по безопасной траектории словно по рельсам! Однако если конус окажется непосредственно перед машиной, система не сработает: скрещивать ли Roadwork Assist с системой экстренного торможения, пока непонятно, ведь это торможение может привести к более плачевным последствиям, чем поврежденный бампер.

Overhead Clearance Assist также вовремя остановит вас перед въездом в гараж, если вы забыли об установленных на крыше велосипедах

Однако многих проблем можно избежать, если знать о них заранее: в этом должно помочь информирование о ситуациях вне поля зрения водителя (Over the horizon warnings). Например, система может предупредить вас, что за поворотом стоит сломавшийся автомобиль, ведутся ремонтные работы или там просто опасный участок. Правда, для этого недостаточно «ума» одного «Ягуара»: дорожные знаки или другие автомобили должны посылать исходящие сигналы автомобилю по радиоволнам Direct Short Range Communication (DSRC), протоколу LTE или даже по Wi-Fi. По данным разработчиков, такой сигнал активен до 1,5 км на открытой трассе и до 200 м в условиях города.

Jaguar Land Rover фото

Система измерения пространства над крышей (Overhead Clearance Assist) предупреждает водителя о препятствиях, которые могут повредить крышу автомобиля

Теперь представьте другую картину: несколько машин едут по автомагистрали впритык к друг другу и с поразительной синхронностью ускоряются и замедляются. Перед вами новый коллективный разум, а точнее, круиз-контроль (Co-operative Adaptive Cruise Control, C-ACC). К обычному адаптивному круиз-контролю мы вроде бы уже привыкли, но это — что-то совсем невообразимое! Ощущения, будто едешь с другим автомобилем на жесткой сцепке: F-Pace разгоняется и тормозит буквально в ту же миллисекунду, что и впереди идущий седан XF. C-ACC использует не камеры, как классический адаптивный круиз, а посредством радиочастот «общается» с другими машинами, которые оснащены такой же системой.

В итоге безопасная дистанция между автомобилями конвоя минимальна, что благодаря аэродинамическому эффекту слипстрима позволяет экономить до 5 % топлива.

При помощи внедорожного круиз-контроля автомобиль сам выбирает скорость для передвижения по тому или иному участку

Работает JLR и над другими не менее интересными системами, о которых мы уже писали ранее. Например, британцы первыми презентовали «прозрачные» технологии: «прозрачный капот», «прозрачный трейлер» и «прозрачные стойки кузова». Есть у концерна и более бытовые разработки: например, хитрый ключ-браслет, который позволит оставить все вещи в автомобиле, включая классический ключ, и пойти купаться в море или заняться пробежкой. А как вам система для забывчивых? Если в автомобиле установлена медиасистема InControl Touch Pro, то вы можете приобрести набор специальных меток Tile, которые можно прикрепить на самые важные вещи — телефон, ключи или, скажем, бумажник. Если потерянная вещь с меткой находится в радиусе до 50 метров, то приложение, связываясь с метками по протоколу Bluetooth, подскажет ее местонахождение. Удобно же!

И если подобные системы уже внедряются в автомобили, то для поистине коллективных систем (вроде коллективного круиз-контроля или информирования о дорожных работах) необходимо объединение усилий всех автопроизводителей для создания безопасных и надежных систем обмена данными. А пока что системы автопилотирования будут внедряться в нашу жизнь постепенно, оставляя драйвера главным в автомобиле.