Лебедки. До поисков трактора

На майские на природу собрались? А лопату и лебедку не забыли?

Лебедки

© Фото: 5 колесо

Лебедки

© Фото: 5 колесо

Глядя на подсохший асфальт, забываешь, что где-то совсем недалеко вместо дорог присутствует весенняя распутица. И именно по ней многим придется добираться до любимой дачи или заветного бережка. Даже если в руках у вас руль мощнейшего внедорожника, кое-какие железяки окажутся в багажнике не лишними.

О лопате и топоре говорить много не будем. Главное помнить, что инструменты для серьезного дела, коим является бездорожье, называются именно так, а не «лопатка» и «топорик». Последние, хоть они и продаются в автомагазинах, лучше отдать детям в песочницу. Очень возможно, что придется рубить бревна, и топор должен быть большим, увесистым и острым. Лопата требуется полноразмерная, лучше со стальным черенком. При этом надо помнить, что четыре заклепки, скрепляющие черенок с лезвием, выдерживают не всякую нагрузку, а стальная труба может и гнуться, и ломаться. Использовать лопату вместо лома не рекомендуется: может легко сломаться. Возить с собой лом советовать не можем, хотя бывает, что именно он спасает в критической ситуации. Оцените возможные путевые сложности и решайте сами.

Без домкрата на «скользкую дорожку» лучше не соваться. Причем зачастую лучше подойдет тот, который можно подвести под мост. Измажетесь по уши с ним вы гарантированно, зато во многих случаях проведете в грязи значительно меньше времени. Под домкрат понадобится подставка (доска, щит) соответствующих размеров. Без нее ваш подъемный механизм рискует утонуть даже в плотной грязи.

Лебедки

© Фото: 5 колесо

Лебедки

© Фото: 5 колесо

Очень полезен в любых условиях и другой инструмент, долгие годы считавшийся штатным, — монтажная лопатка (монтировка), буксирный трос и молоток граммов на 400. Полезными могут оказаться и многие другие приспособления, но о них можно написать отдельную книгу, а места в багажнике на все просто не хватит.
А вот что действительно необходимо, так это лебедка. Причем не специальная джиперская, которая, несмотря на кажущуюся эффективность, помогает далеко не всегда, на зализанном паркетнике смотрится более чем странно и представляет большую угрозу для пешеходов. Обычно с вызволением машины из топи справляются чисто механические, довольно простые и куда более дешевые устройства.

По принципу действия ручные лебедки делятся на рычажные (с храповым механизмом) и червячные (с одноименным редуктором). Оба типа достаточно эффективны, но пользоваться ими в полевых условиях не одинаково удобно. Рукоятку червячного механизма нужно крутить, что в положении, когда лебедка висит на тросах, делать не с руки. Ее лучше защитить от переворачивания, прикрепив к достаточно длинной жерди. А вот качать на весу рычаг значительно проще, да и к мышечному усилию можно прибавить вес тела.

Усилие, развиваемое лебедкой (вес поднимаемого груза), должно быть не менее 500 кг. Удивляют отдельные китайские изделия из тонких штампованных деталей, рассчитанные, по уверению прилагаемой ин­струкции, на 4–5 тонн. По исполнению они мало отличаются от отечественных, а весят как рукоятка от действительно пятитонной. Но со своей работой в горизонтальной плоскости справляются. Важно только не допустить раскручивания многочисленных гаек.

«Дайте мне точку опоры, и я вытащу любой автомобиль», — говаривал когда-то Архимед. С точки опоры начинаем и мы. Идеальный «якорь» — взрослое дерево с развитой корневой системой. С молодыми деревцами надо быть осторожней. Крепить трос высоко, как часто требуется, значит подвергать дерево смертельной опасности: большим рычагом легко сломать растение на уровне земли. Приходится крепиться низко, а чтобы придать вытягивающему усилию направление чуть вверх, использовать дополнительные предметы — бревна, большие камни и т. п. Прижимающая вниз составляющая тягового усилия затрудняет работу.

Лебедки

© Фото: 5 колесо

Лебедки

© Фото: 5 колесо

Деревья растут не везде, где есть грязь. Если нет естественной опоры, приходится изобретать искусственную. Воткнутая в землю лопата, несмотря на уверения некоторых знатоков, надежной опорой служить не может. Но с ее помощью можно вкопать подходящее бревнышко, кусок трубы или что-либо на них похожее и достаточно прочное. Если вы одобрили наш рекомендованный список с дополнениями, забейте лом обухом топора в землю хотя бы на треть. Может выдержать. Наша промышленность когда-то выпускала лебедку с буром, кажется «Спутник». Громоздко, но удобно: якорись в любом месте.

Говорят, что весьма надежным показал себя «якорь», изготовленный из металлической полосы длиной сантиметров 40 при ширине 10–15. В пластине предусмотрены одно большое отвер­стие для зацепления троса или крюка и десяток-два тонких для... гвоздей длиной 15–20 см. Полоса с прикрепленным тросом кладется на плотную землю. Гвозди забиваются с уклоном от троса. Если кто-то удосужиться сделать и опробовать, сообщите нам. Будем очень признательны за любую информацию: у самих на такие эксперименты времени не хватает.

Если в наличии только штатный инструмент, попробуйте забить в землю монтировку. Опять же с наклоном от машины. Есть шанс, что удержится, хоть и зависящий от степени «утопленности». Да и работать внизу будет не очень удобно (см. выше).

Якорение — основополагающий момент нашей спасательной операции, но по времени выполнения — предпоследний. А начинать надо с рекогносцировки. Важно понять, куда тянуть. Чаще всего разумнее сдать назад по проложенной своими силами колее. Но если стремление к цели непреодолимо, или назад дальше, чем вперед, оцениваем предполагаемую траекторию движения: куда можно будет двинуться, оказавшись колесами на земной тверди. Определившись, по возможности лопатой удаляем препятствия на пути. Бугры срезаем, ямки заваливаем. Если предстоит выбираться из колеи в сторону, срезаем «стенки» до покатого состояния. Колесо должно катиться, а не собирать, подобно бульдозеру, грязь перед собой. Ровнять надо все лежащее на дороге, кроме текучей жидкой грязи. Но и в нее можно поднакидать что-то твердое. Ветки и сучья, например. Может, буксующие колеса зацепятся.

Лебедки

© Фото: 5 колесо

Бывает, что земляные работы растягиваются на часы. Скажем, неважно, по какой причине ваш автомобиль скатился под откос настолько, что только задний бампер торчит. Если тянущее усилие можно приложить только горизонтально, не спешите пользоваться лебедкой. Автомобиль окажется подобием качелей с осью вращения, совпадающей с задней. Прикладывая усилие, вы будете не вытаскивать машину, а прижимать к уклону ее задок в безуспешных попытках оторвать от кювета передние колеса. Если последнее вам удастся (с помощью трактора, например), то машина провалится еще ниже. Поэтому придется подкапываться до тех пор, пока точка касания задних колес с землей не окажется на переломе между склоном и выровненной вами плоскостью. Кстати, срыв угол, вы снизите риск повреждений кузова и агрегатов в тот момент, когда машина будет брюхом скользить по перелому рельефа. Полезно помнить, что на крутом откосе, во избежание переворачивания, рекомендуется тянуть машину под прямым углом к склону.

При вытаскивании машины из грязи и снега передние колеса должны по возможности смотреть прямо. Так катить машину намного легче. Иногда удается сдернуть лебедкой в сторону переднюю или заднюю ось, задав таким образом оптимальное направление дальнейшего вытаскивания.

Ну и, конечно же, надо стараться выбраться на сухое и твердое место. Хотя бы для того, чтобы энергично с него стартануть в следующую топь.

Определившись с маршрутом, цепляемся. Теоре­тически, на каждой из машин может быть по две проушины спереди и сзади. На практике обычно меньше. При наличии лучше воспользоваться той, которая ближе к обочине, на которую вы хотите заехать, или ближе к направлению движения. Если проушин и фаркопа нет, придется нырять в грязь. Привязываемся к раме (при наличии таковой), к задней серьге рессоры (если есть), к балке заднего ведущего моста. Балка переднего моста далеко не всегда достаточно прочна. Для тех, кто помнит: за москвичевскую (412) можно, за жигулевскую нежелательно. Не трогайте стабилизатор поперечной устойчивости. При крайней нужде обвяжите тросом нижний рычаг подвески у сайлент-блока. Место «нежелательного, но возможного» крепления троса найти тем проще, чем лучше вы знаете конструкцию автомобиля. Важно вытащить его, не порушив.

Заарканив автомобиль, обнаруживаем, что до избранной нами точки опоры длины троса не хватает. Берем буксировочный трос или хотя бы какую-нибудь толстую веревку. Собираем «силовую» цепь. Очень хороши в качестве удлинителей плоские грузовые стропы. Они сшиты в кольцо и легко соединяются друг с другом. Широкая лента не травмирует деревья и легко развязывается после использования. Рекомендуемый узел — простой штык, не склонный к самозатягиванию. В багажнике свернутые в рулоны стропы не занимают много места. Приятно работать с буксирными капроновыми тросами с карабинами на концах, но хранить их не так удобно.

Соединив тросы и лебедку, не надейтесь на немедленный результат. Трос у лебедки обычно короткий, и одной его длины, скорее всего, не хватит. Подтяните машину насколько возможно, поставьте ее на ручник и передачу. Лопатой подзасыпьте ямы, в которых застревали колеса. Даже снег (относительно утоптанный) на отполированном шиной льду лучше, чем просто лед. Теперь можно ослабить и снять лебедку и размотать трос. Укоротив стропы или буксиры, вновь все собираем. Тянем дальше, пока позволяет трос. Если машина пошла легко, а время здорово поджимает, можно попытаться выехать, не снимая лебедки. Такое бывает возможно, если она задействована далеко от машины или у вас есть помощник, который сможет отнести ее в сторону и вперед синхронно с движением машины. Предварительный натяг помогает тронуться с места. Последним победным аккордом при полностью выбранном тросе лебедки может стать оттягивание всей конструкции в сторону или вниз. Тянуть вбок легче, чем по прямой, а вырванные у стихии 20-30 см могут оказаться решающими для успеха.

Случается, что усилия лебедки недостаточно. Тут поможет дополнительный блок с крюком или система блоков (полиспас), которые позволяют повысить «мощность» лебедки, правда за счет преодолеваемого за один зацеп расстояния. Что ж, лучше медленно, да верно.

Отдельного разговора заслуживает такой борец с бездорожьем, как домкрат. Использовать его вместо лебедки можно, но скорее теоретически: надо еще суметь его надежно закрепить, а результатом стараний будут 20–30 сантиметров минус растяжение троса под нагрузкой. Зато в двух других операциях домкрат незаменим. Во-первых, с его помощью можно приподнять забуксовавшее колеса, после чего заполнить яму чем-то твердым (палками, ветками, камнями и т. п.). Во-вторых, приподняв машину, можно выложить под ней какую-либо шаткую опору и свалить с нее машину вперед или назад, выиграв 30–40 см. Если выкладывать нечего, можно ронять машину с домкрата, но с реальной угрозой повредить и его, и гнездо в кузове. Кстати, при необходимости «свергать машину с пьедестала» можно не только вперед и назад, но и в стороны.

Если домкрата в машине не оказалось, вывесить колесо можно бревном (вагой), положив под него камень или обрезок другого бревна или собрав подставку из запасного колеса и, например, канистры, которая, к сожалению, скорее всего пострадает.

Если же в машине есть только вы сами, то, помолясь, отправляйтесь на поиски трактора.

Грязные приемы

Лопата, лебедка и домкрат — вот главные бойцы с бездорожьем. Короткой саперной лопаткой работать можно, но стоя — неудобно. А окапываться лежа в грязи, надеемся, не придется. Как и таскать орудие труда на себе.

Червячная ручная лебедка (сверху) больше подходит для «стационарного» использования в гараже, на стройке или даче. Основной ее недостаток — необходимость фиксации от вращения вокруг тросов, что в полевых условиях возможно не всегда. С задачей вы все равно справитесь, но сил и нервов потратите слишком много.
Рычажная ручка лебедки (справа) тоже склонна к кручению, но удержать ее в нужной плоскости по силам даже одной рукой.

Моделей ручных лебедок сегодня предлагается множество. Все они более или менее работоспособны и могут прослужить долго, т. к. требуются редко. Основной критерий выбора — длина троса. Чем реже придется «перехватываться», тем лучше. А надежность конструкции (кроме явного брака) на глазок не определить.
Неплохо сразу же подобрать соответствующий блок с крюком для увеличения усилия.

О домкратах говорить не будем из-за обилия вариантов. Все равно пользоваться, скорее всего, придется штатным.



Prev/Next links

Читайте также:

К шинам мы чаще всего относимся с позиции «держат — не держат», состояние протектора оцениваем на глаз, не торопимся менять зимние модели на летние и наоборот,

Источники света современных автомобилей совершенствуются столь стремительно, что потребитель не всегда успевает разобраться в новых технологиях. Мы рассмотрели галогенные, ксеноновые, светодиодные и лазерные фары, выяснив их преимущества и недостатки

Создавая эко-линейку шин Ecopia, в Bridgestone брали в расчет только рынок электромобилей. Сейчас же все  автопроизводители заинтересова

Шведский кроссовер продержался на конвейере рекордные 12 лет, но до сих пор выглядит актуально, и при этом стоит вполне разумных денег на вторичном рынке. Расскажем, на что обратить внимание при покупке подержанного XC90

Название должности, которую занимает Матти Морри на предприятии Nokian Tyres, звучит довольно скучно: руководитель отдела технической поддержки клиентов. На самом деле Матти, отработавший на Nokian Tyres уже более полувека, знает о шинах абсолютно все.


От партнеров

Добавить или удалить автомобиль из сравнения можно нажав иконки "+" или "-" соответственно.

Добавив все необходимые модели к сравнению, нажмите ссылку "Перейти к сравнению".

Больше не показывать это сообщение

Партнер Рамблера