Top.Mail.Ru
Академия Mazda. Высшее образование

Академия Mazda. Высшее образование

20.01.2011
Все мы, водители, с тем или иным успехом закончили автошколы, получив начальное автомобильное образование. Затем, благодаря дополнительным занятиям, осилили «среднюю школу»

Станислав Шустицкий

Все мы, водители, с тем или иным успехом закончили автошколы, получив начальное автомобильное образование. Затем, благодаря дополнительным занятиям, осилили «среднюю школу». Правда, уже не все. А те, кто не привык останавливаться на достигнутом, отправились в «колледжи» — школы контраварийной подготовки. Но предела совершенствованию нет, и компания Mazda Motor Rus предлагает снова сесть за парту

Академия спортивного вождения Mazda
© Фото: 5 колесо

Речь идет не просто о школе контраварийной подготовки или, прости господи, экстремального вождения (до сих пор не могу понять, чему учат в подобном заведении). Это Академия спортивного вождения Mazda. Из названия следует, что здесь учат не просто правильному и уверенному управлению автомобилем, но и навыкам вождения в условиях автогонок. А для обучения используются не просто площадки, а реальные гоночные трассы, в том числе известные европейские автодромы. Стоит ли говорить, что предложение руководителя Mazda Sport Academy, мастера спорта Олега Кесельмана, посетить одно из занятий я принял с радостью. Не учел лишь одного: обучение пришлось проходить на старших курсах Академии, а сдать «экстерном» экзамен за пропущенные ранее лекции здесь просто нереально.

Увидеть «Нордшляйфе»…

Академия спортивного вождения Mazda
© Фото: 5 колесо

Нет-нет, ничего общего с тем, чем готов был довольствоваться Эрнест Хемингуэй после встречи с Парижем. Наоборот, сюда хочется возвращаться как можно чаще. Желание возникает на каком-то физиологическом уровне, так как членораздельно объяснить причину притягательности этой легендарной гоночной трассы вряд ли удастся. И немало моих приятелей, единожды побывав на «Северной петле», подсели на этот наркотик. Не случайно и то, что шинные и автомобильные концерны проводят здесь тестовые заезды, хвастаясь затем временем круга. И уж если говорить о временах, то два года рекорд скорости на 21‑километровом кольце удерживал 460‑сильный Radical SR 8 LM, показавший время 6 минут 48 секунд (спорткар от Radical Cars). Но в 2010‑м Pagani Zonda R с мотором в 750 л. с. улучшил этот результат на 0,5 секунды, промчавшись по трассе со средней скоростью 184 км/ч.

Но вернемся к образованию. Олег Кесельман отмечает, что «Северная петля» может иметь место в курсе спортивного вождения Mazda, но это уже что-то на уровне кандидатской диссертации. Кроме того, это блюдо для истинных гурманов. «Чтобы быстро ездить по Nordschleife, нужно для начала назубок выучить конфигурацию. А это около 80 поворотов. Но это лишь подготовка. А дальше работа над траекториями — они разительно отличаются от классических, тех, которые используются на “тилькедромах”», — поясняет Олег. Перед поездкой на «Северную петлю» я в очередной раз перечитал главы из книги Манфреда фон Браухича «Без борьбы нет победы». Замечательный немецкий гонщик так описывал атмосферу Гран-при Германии, этой Мекки автогонок 30‑х годов: «Множество специальных поездов доставляли зрителей в маленький эйфельский городок Аденау.

Академия спортивного вождения Mazda
© Фото: 5 колесо

Толпы болельщиков стекались из Франкфурта, Дюссельдорфа, Кельна, Рурской области, Мюнхена, Гамбурга и Берлина. Вдоль трассы выстроились 200 000 зрителей. Близ поворотов Hatzenbach, «Карусель», «Лисья нора», Schwalbenschwanz еще накануне гонки были разбиты палатки». А как вам определение двукратного чемпиона мира в гонках «Формулы-1» Джеки Стюарта, окрестившего эту трассу «Зеленым адом»? А Ники Лауда, авария которого в 1976 году инициировала исключение этой трассы из календаря чемпионата мира, утверждал: «Если кто-то говорит, что любит Nordschleife, он либо врет, либо едет недостаточно быстро». Что касается высказывания Лауды, то меня успокаивали два фактора: во-первых, те скорость, смелость и мотивация, с которыми ездили пилоты «Формулы-1» прошлых лет, нам и не снились, а во-вторых, полное незнание трассы располагало к осторожности и минимальному риску при ее прохождении.

Атмосфера на «Северной петле» просто потрясающая. Трек-день в самом разгаре, и это зрелище — самое демократичное из того, что мне довелось наблюдать за всю мою карьеру спортивного журналиста. Вот терпеливо ожидает выезда на трассу видавший виды Talbot Horizon начала 80‑х. Вваренные дуги безопасности надежно удерживает элементы кузова. Не будь этого каркаса, они просто осыпались бы, словно парашютики одуванчика. За рулем дедушка с окладистой бородой. На шлеме нашлепка лейкопластыря с написанными шариковой ручкой фамилией и группой крови. А позади, порыкивая 3,5‑литровым 280‑сильным мотором, дисциплинированно занимает место в общей очереди BMW M1 — спорткар, спроектированный по заказу спортивного отделения «Баварских моторов» мэтром Джорджетто Джуджаро. Чуть поодаль на пневмодомкратах вывешен Porsche 911. Обутые в слики колеса упакованы в термочехлы, инженеры с ноутбуками колдуют над графиками, пилот, развалившись в шезлонге и потягивая ледяной чай, ожидает открытия трассы. А причина остановки абсолютно банальна для «Нордшляйфе» — очередная авария. Но вот эвакуатор привозит с трассы останки виновника тайм-аута, и над горами Айфель вновь разнесся рев моторов. От благостного созерцания отрывает Олег Кесельман — пора садиться за руль «академической» Mazda MH5 и включаться в карусель «Зеленого ада».

Академия спортивного вождения Mazda
© Фото: 5 колесо

Слава богу, что Олег на занятиях Академии не пользуется вредными советами тех, кто при обучении плаванию предлагает бросить новичка на глубину. Первые два круга напоминают ознакомление с раллийным спецучастком: Кесельман едет впереди и по рации рассказывает о поворотах и траекториях. Олег знает Nordschleife как свои пять пальцев. Сам он говорит, что в его спортивной карьере самым успешным был именно сезон на Nordschleife, когда он выступал в немецком чемпионате. Две победы, пять подиумов — согласитесь, лучшего гида для «Северной петли» найти трудно. «Не пытайтесь прямо сейчас заучить трассу — это невозможно. Попробуйте для первого раза выучить небольшой отрезок», — советует Олег, отпуская в «свободный полет». Длинная стартовая прямая, слева ряды шин, закрывающих въезд на трассу Гран-при, поворот Nordkehre, а следующий — Hatzenbach. Именно здесь в июле 1934‑го попал в аварию Браухич: «На участке близ Хатценбаха, где шоссе выходит из леса, изгибаясь влево, и дальше устремляется круто вверх, я был ослеплен лучами заходящего солнца. Непроизвольно я дернул руль, тут же заметил свою ошибку, мгновенно скорректировал его — но поздно! Машину несколько раз крутануло, занесло в канаву, она перевернулась и вновь встала на колеса. К счастью, во время штопора и пике я не выпал из машины и приземлился вместе с ней». «Северная петля» и по сей день, почти не дает права на ошибку: полосы безопасности отсутствуют, рельсы отбойников, к которым вплотную подступают деревья, настолько близко от асфальтового полотна, что кажется, до них можно дотянуться рукой. И тут же, словно в подтверждение рассказов о коварстве трассы, в «Лисьей норе» появляются желтые флаги — какой-то «поршик», поскользнувшись на теневой части трассы, пристроился в отбойник. Я тут же пожалел, что не поинтересовался у Олега, входит ли в опцион обучения Академии спортивного вождения оплата порушенного в аварии имущества «Нюрбургринга» — за каждый метр поврежденного забора придется выложить кругленькую сумму. Но вот место аварии позади, и можно вновь нажать на педаль акселератора. Нам очень повезло, что мы не попали в день туристический, когда за 21 евро можно на всем, что движется, проехать круг по «Нордщляйфе» (годовой абонемент стоит около 1000 евро). На пути может попасться туристический автобус, а от мотоциклистов, как рассказывают опытные «пользователи», просто житья нет. И именно с последними происходят здесь самые тяжелые аварии. Но и сейчас приходится постоянно смотреть в зеркала, так как на трассе очень много по-настоящему быстрых автомобилей. Шарахаться и уступать им оптимальную траекторию совсем необязательно, но включить «поворотник», показав, в какую сторону ты будешь смещаться, весьма желательно. Кстати, Олег Кесельман не только декларировал, но и наглядно продемонстрировал, что Mazda MH5 в умелых руках не очень уступает спорткарам.

Академия спортивного вождения Mazda
© Фото: 5 колесо

Очередной круг по «Нордшляйфе», рельеф становится все более узнаваемым: знаменитый трамплин, облюбованный фотографами всего мира (летящие по воздуху «формулы» стали визитной карточкой того, старого Нюрбургринга), спуск к «Лисьей норе», поворот с видом на городок Аденау, где даже в трек-дни собираются зрители, «Карусель Карачиоллы». А вот Bergwerk, где в 1976‑м горел Ники Лауда… Пытаюсь вспомнить инструкции Кесельмана, где можно заезжать на поребрики, а где нет, но, если честно, в голове некий сумбур. И только начинаю получать удовольствие от езды (хотя «академического» образования явно не хватает), как на трассе появляются красные флаги — сигнал заехать в боксы. Вновь авария, теперь уже более серьезная. Пилот, к счастью, не пострадал, но по трассе разбросаны обломки BMW. И пока на трассе работает эвакуатор, у шлагбаума собирается длинная очередь из желающих бросить очередной вызов «Северной петле». К сожалению, после перерыва удается проехать лишь один круг — четко отмеренное время трек-дня завершается. Благодарю Олега за предоставленную уникальную возможность проехать по этой легендарной трассе. Увы, именно проехать, а не «прохватить». Ибо начал я знакомство с Mazda Sport Academy прямо с курса для «особо одаренных», а вот одолеть его без начального спортивного образования весьма нелегко…

Союз нерушимый…

В свое время мне довелось познакомиться с большинством гоночных трасс СССР. Латвийская «Бикерниеки», эстонская «Пирита», минская «Боровая», киевская «Чайка», тбилисская «Рустави», ленинградское «Невское кольцо»… А вот на «Неманском кольце» побывать не удалось, хотя при каждом визите в Каунас планировал заехать на гоночное кольцо близ поселка Кочергине. Этот пробел удалось исправить сейчас, когда PR-менеджер Mazda Motor Rus Маша Магуаер предложила принять участие в очередном занятии Академии спортивного вождения Mazda. «Это своеобразная рекогносцировка, — поясняет Олег Кесельман. — Нюрбургринг, Хоккенхайм, Спа-Франкошам — это отличные треки, но чем больше различных трасс, тем более интересными могут быть занятия».

Академия спортивного вождения Mazda
© Фото: 5 колесо

Трасса была открыта в 1960‑м, когда по ней был проложен спецучасток этапа чемпионата СССР по ралли. А годом позже кольцо протяженностью в пять с половиной километров уже принимало чемпионат СССР по кольцевым автогонкам. После этого на кольце в окрестностях Каунаса еще пять лет подряд проходили этапы чемпионата СССР. Изменялись длина и конфигурация трассы, на ней сражались автогонщики-кольцевики, раллисты, мотоциклисты. Скорости росли, и те меры безопасности, которые могли обеспечить организаторы, уже не соответствовали существующим требованиям. После развала Союза у нас о «Неманском кольце» ничего не было слышно, но жизнь там не прекращалась. Более того, департамент физкультуры и спорта при правительстве Литвы при финансовой поддержке литовского министерства путей сообщения не только помог сохранить трассу, но и способствовал созданию здесь стадиона технических видов спорта, на котором можно проводить национальные соревнования по кольцевым авто- и мотогонкам, ралли-кроссу, картингу.

Неслучайно Олег Кесельман называет «Неманское кольцо» «Нордшляйфе» в миниатюре: трехмерные дороги со значительным перепадом высот, закрытые повороты и, как и на старом «Нюрбургринге», почти полное отсутствие зон безопасности. Постигать уроки гоночного вождения предстоит на 260‑сильных автомобилях Mazda 3 MPS. «Этот автомобиль отлично подходит для спортивной езды. Конструкция задней подвески обеспечивает высокую устойчивость в поворотах — в этом вы сейчас сами убедитесь», — рассказывает Олег. Серое небо, серый асфальт трассы, дождливая, промозглая погода. Словно ряды «волчатника», на полотне дороги алеют конусы, которыми выложены ретардеры — препятствия, призванные сбивать скорость. «Это необходимая мера, так как на длинных прямых “Неманского кольца” Mazda 3 MPS разгоняется до 240 км/ч», — поясняет Олег. Короткое теоретическое занятие с объяснением траекторий, советы обратить внимание на мягкое руление и интенсивное торможение и переход к занятиям практическим. Сначала «радиоуправляемые» круги за лидером на небольшой скорости, затем темп езды возрастает.

Академия спортивного вождения Mazda
© Фото: 5 колесо

С ростом скорости понимаешь, насколько коварно «Неманское кольцо», но одновременно проникаешься уважением к Mazda 3 MPS. Кесельман был прав: автомобиль действительно словно привязан к дороге. При разборе первой тренировочной сессии Олег отмечает мои ошибки: «Очень вялое начало торможения. Обрати внимание на “подсказку” на щитке приборов — при правильном торможении включится сигнал аварийной остановки. И еще. Вот в этом и этом поворотах ты излишне страху­ешься — на выходе из них уже нужно включать четвертую передачу». Все верно, но если честно, то на этой трассе точно есть пара-тройка мест, где нужно просто заставлять себя не отпускать газ. Дается это нелегко… День занятий пролетает быстро, и вечером, уже за рулем «гражданской» Mazda6 возвращаюсь в Вильнюс. Здесь совсем другой мир, и в размеренное движение по хорошим литовским дорогам сразу вписаться трудно. Перед глазами до сих пор стремительно приближающиеся конусы ретардеров, мелькающие рельсы отбойников, а запах новенького салона «шестерки» не может справиться с запахом резины и перегретых тормозов. Надеюсь, это мой не последний визит на «Неманское кольцо». Тем более, если в арсенале Mazda Sport Academy появится еще одна «учебная площадка».


Философия Кесельмана

Академия спортивного вождения Mazda
© Фото: 5 колесо

Академия спортивного вождения Mazda
© Фото: 5 колесо

— Наша Академия отличается от остальных школ, в первую очередь, концепцией: мы повышаем мастерство управления автомобилем через спортивное вождение. По моему мнению, это самый короткий и надежный путь. И, разумеется, самый интересный. Казалось бы, основные принципы управления едины, но мы отрабатываем их на реальных скоростях, с которыми способны передвигаться современные автомобили. При этом мы не ставим целью подготовку автогонщиков! Просто подготовленный гоночный трек — это самое безопасное место, где мы можем научить водителя передвигаться по дорогам общего пользования на скоростях от 60 до 160 км/ч. А учить его на скорости 40 км/ч, рассказывая о том, что происходит с автомобилем на скорости 140 км/ч, — не больше, чем профанация. Ключевой момент нашей философии: не учить, как выходить из критических ситуаций, а как обращаться с рулем, с распределением веса автомобиля и т.п., чтобы в подобные ситуации не попадать. И мы хотим приобщить к этой философии как можно больше людей. Поэтому появление таких проектов, как Mazda Sport Academy и любительских соревнований Mazda Zoom-Zoom Challenge неслучайно. При этом мы не закрыты и для владельцев автомобилей других марок. Что касается структуры, то начальные курсы Sport 1 и Sport 2 мы поводим на автодроме в Мячково. Дальше все зависит от желания и навыков клиентов: кому-то есть смысл дольше задержаться на втором курсе, а с наиболее «продвинутыми» водителями мы продолжаем обучение на европейских автодромах.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное